4. Основные меры и направления работ по профилактике и противодействию коррупции
Противодействие коррупции выражается в деятельности органов управления, работников Общества в пределах своих полномочий по:
• формированию нетерпимости к коррупционным проявлениям в любой их форме;
• формированию корпоративной и социальной ответственности в области противодействия коррупции;
• профилактике коррупционных правонарушений;
• борьбе с коррупцией — выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании коррупционных правонарушений;
• минимизации и/или ликвидации последствий коррупционных правонарушений;
• привлечению к ответственности лиц, допустивших коррупционные правонарушения.
Для эффективного выявления, оценки и минимизации рисков совершения коррупционных действий в Обществе применяются следующие основные подходы:
• предъявление соответствующих законодательно определенных и/или установленных трудовыми соглашениями требований к должностным лицам Общества и кандидатам на руководящие должности;
• проведение оценки и обработка любой поступающей информации о намерениях и фактах коррупционных правонарушений или любых случаях обращения к работникам с целью их склонения к совершению коррупционных правонарушений;
• установление правил обращения с подарками и представительскими расходами;
• установление порядка раскрытия информации и ее оценка в целях предотвращения конфликтов интересов, в том числе потенциальных;
• установление процедур оценки, анализа и отбора контрагентов Общества, а также правил взаимодействия с ними;
• проведение антикоррупционной экспертизы внутренних нормативных и организационно-распорядительных документов Общества и планируемых к заключению договоров;
• доведение правил и требований настоящей Политики до всех работников Общества;
• проведение обязательного обучения с последующим тестированием работников на знание и понимание основных положений настоящей Политики в области противодействия коррупции (при участии Департамента персонала);
• привлечение к ответственности лиц, совершивших коррупционные правонарушения;
• открытость и публичность деятельности Общества (с учетом ограничений, связанных с распространением конфиденциальной информации).
Руководители самостоятельных структурных подразделений Общества при оценке, поощрении и перемещении работника принимают к сведению информацию о длительном, безупречном и эффективном исполнении работником своих обязанностей с учетом установленных в Обществе требований по противодействию коррупции, а также добросовестном исполнении им других процедур комплаенс и этических норм.
4.1. Организация «Горячей линии комплаенс»
«Горячая линия комплаенс» — безопасный и конфиденциальный информационный канал, предназначенный для предоставления работниками Общества и иными третьими лицами, в том числе клиентами и контрагентами, информации о намерениях или фактах совершения коррупционных действий в отношении Общества и/или его работников, клиентов, контрагентов, позволяющий, в том числе передавать информацию анонимно.
При появлении у любого работника информации или наличии подозрений о возможных коррупционных действиях или бездействии других работников, контрагентов или иных лиц, взаимодействующих с Обществом, необходимо сообщить об этом Ответственному сотруднику по комплаенс Общества на «Горячую линию комплаенс» Общества.
Общество гарантирует соблюдение принципа конфиденциальности в отношении всех заявителей, а также то, что в отношении заявленных сведений будет проведена проверка в установленные Обществом сроки и работник не будет подвергнут санкциям (уволен, понижен в должности, лишен премии и т. д.), если он сообщил о предполагаемом факте коррупции, в том числе если факты, указанные в обращении, не получили подтверждения в ходе проверки. Однако если такое сообщение сделано со злым умыслом, как заведомо ложное, например, с целью оклеветать или получить какие-либо преференции или избежать ответственности, то к такому работнику будут применены меры воздействия в соответствии с положениями настоящей Политики и применимым законодательством.
Общество предоставляет следующие каналы информирования:
• Любым удобным способом ответственному сотрудники по комплаенс (актуальная контактная информация размещена в справочники на внутреннем портале Общества — Планета);
• е-mail; compliance@2Gis.ru.
4.2. Антикоррупционные меры в ходе взаимодействия с контрагентами
Требования настоящей Политики учитываются при установлении Обществом договорных и иных деловых отношений с физическими и юридическими лицами. Общество ожидает от контрагентов, представителей Общества, членов органов управления и работников соблюдения соответствующих обязанностей по противодействию коррупции, которые закреплены в договорах Общества с ними, либо прямо вытекают из требований применимого законодательства, национального законодательства страны регистрации и/или осуществления деятельности указанных лиц и норм международного права.
Общество прилагает разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах усилия для минимизации риска нарушения применимого антикоррупционного законодательства при установлении деловых отношений с клиентами и контрагентами, которые были или могут быть вовлечены в коррупционную деятельность.
В этой связи Общество:
• осуществляет проверку деловой репутации потенциальных контрагентов, их акционеров и бенефициарных владельцев в соответствии с установленным в Обществе порядком, в том числе на предмет толерантности к коррупции, а также наличия нормативных актов и процедур в области противодействия коррупции;
• информирует потенциальных контрагентов о принципах и требованиях Общества в сфере противодействия коррупции, установленных в настоящей Политике, в том числе посредством включения соответствующих антикоррупционных оговорок в заключаемые Обществом соглашения/договоры с указанными лицами, а также путем размещения информации на внешнем сайте Общества, в разделе «Комплаенс»;
• принимает во внимание готовность потенциальных контрагентов соблюдать принципы и требования в сфере противодействия коррупции, а также оказывать взаимное содействие для предотвращения коррупционных правонарушений в своей деятельности.
В Обществе установлен запрет на возможность привлечения клиентов, контрагентов и иных третьих лиц для совершения действий, которые могут быть расценены как противоправные.
4.3. Сообщения о найме бывших государственных и муниципальных служащих
В соответствии с законодательством Российской Федерации в случае заключения трудового договора (гражданско-правового договора) с гражданином, замещавшим определенные должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы подразделение, ответственное за оформление трудовых отношений, осуществляет уведомление работодателя/его представителя по последнему месту его службы. Для целей настоящей Политики указанное выше требование также распространяется на бывших служащих Центрального Банка Российской Федерации.
4.4. Конфликты интересов
Под конфликтом интересов в рамках настоящей Политики понимается прямое или косвенное противоречие между имущественными и иными интересами Общества и/или его работниками и/или одним и более клиентами и/или контрагентами, в результате которого действия (бездействие) одной стороны могут иметь неблагоприятные последствия для другой стороны, которые в том числе могут возникнуть при совместной работе родственников в Обществе и/или участии работников, их родственников в уставных капиталах и органах управления третьих лиц, осуществления ими предпринимательской деятельности или совмещения работниками иной оплачиваемой деятельности вне Общества. Не считаются конфликтом интересов в целях настоящей Политики противоречия, возникающие в ходе переговоров по коммерческим условиям в рамках обычной хозяйственной деятельности и противоречия между подразделениями Общества.
Конфликт интересов возникает в ситуации, когда личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника Общества влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное выполнение им должностных обязанностей, способное причинить вред правам и законным интересам Общества, участника Группы, третьих лиц или государства.
Под личной заинтересованностью работника, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения им от третьих лиц при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денежных средств, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав или выгод для себя или для третьих лиц.
В целях недопущения, предотвращения и урегулирования конфликтов интересов работники Общества обязаны:
• раскрывать информацию о возникшем конфликте интересов или о вероятности его возникновения, как только им станет об этом известно, в соответствии с установленными в Обществе процедурами и внутренними нормативными документами;
• принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
• минимизировать риск возникновения конфликтов интересов при осуществлении своих функциональных обязанностей.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении круга задач и конкретных поручений, исполняемых в рамках должностных обязанностей работником, являющимся стороной конфликта интересов, и/или в его отказе от выгоды (преимуществ), явившейся причиной возникновения конфликта интересов (например, отказ от работы с конкретным клиентом или контрагентом Общества, отказ от участия в подготовке сделки и т. д.). В отдельных случаях предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения работника Общества путем отстранения или самоотвода лица, являющегося стороной конфликта интересов, от исполнения должностных обязанностей в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
В ситуации конфликта интересов работника Общества, в случае невозможности устранения указанного конфликта интересов, приоритет имеют интересы Общества.
4.5. Общие правила обращения с подарками
В Обществе определены основные задачи регулирования, правила и ограничения в области получения/предоставления подарков и услуг в процессе делового общения в связи с выполнением служебных обязанностей работниками и Руководством Общества, включающие перечни и критерии разрешенных и неразрешенных подарков, а также поводов для их принятия/дарения. Любые неразрешенные подарки должны отклоняться/возвращаться дарителю в момент их вручения.
В соответствии с нормами законодательства Российской Федерации в Обществе установлены особые правила и ограничения в части взаимодействия с должностными лицами, а также в отношении получения подарков Руководством Общества.
Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также должностным лицам.
В случае дарения лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями следует руководствоваться установленными законодательными ограничениями, в том числе Постановлениями Правительства Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Ни при каких обстоятельствах предоставление/получение подарков не должно являться скрытым вознаграждением, способным оказать негативное влияние на репутацию работника/органов управления/Общества в целом.
Не допускаются подарки членам семьи, родственникам или иным близким лицам работника Общества, переданные в связи с совершением таким работником каких-либо действий (бездействия), связанных с его функциональными и должностными обязанностями в Обществе.
При оценке возможности получения/предоставления подарка каждый работник должен руководствоваться следующими критериями:
• соответствие повода очевидному и общепринятому в Обществе;
• отсутствие способности повлиять на объективность решений и/или возникновение обязательств у самого работника Общества, контрагента, клиента, партнера Общества в связи с получением/предоставлением подарка;
• разумности стоимости подарка;
• отсутствие подарка в перечне запрещенных.
Разрешено участие в развлекательных и общественных мероприятиях, доступных всем работникам независимо от их должности и занимаемого в Обществе положения.
Детальные правила обращения с подарками и ограничения определены в ВНД, утвержденных в Обществе в развитие принципов и положений настоящей Политики.
4.6. Благотворительная деятельность
В Обществе сформирован системный подход к осуществлению благотворительной деятельности, определены участники процесса и основные направления осуществления благотворительной деятельности.
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Благотворительность не предусматривает оказания рекламных услуг.
Благотворительная помощь физическим лицам оказывается Обществом в исключительных случаях в соответствии с установленным в Обществе порядком при предоставлении ими ходатайств и документов, подтверждающих обоснованность оказания такой помощи отдельному гражданину.
В процессе реализации благотворительной деятельности осуществляется:
• контроль смет расходов и затрат в целом по Обществу;
• проверка подлинности сведений, представляемых юридическими лицами, обращающимися в Общество для получения благотворительной помощи;
• юридическая экспертиза уставных документов, представляемых юридическими лицами, обращающимися в Общество для получения благотворительной помощи;
• перечисление денежных средств, выделенных в порядке оказания благотворительной помощи Обществом юридическому лицу.
Решение об оказании благотворительной помощи организациям принимается уполномоченным коллегиальным органом Общества.
В Обществе принимаются меры к тому, чтобы получателем помощи являлся добросовестный благотворительный фонд или иная организация и не было оснований полагать, что фонд или иная организация прямо или косвенно управляется для извлечения выгоды, в том числе государственному служащему или лицам, тесно связанным с ним.
Порядок предоставления Обществом благотворительных взносов и пожертвований может быть установлен отдельным регламентом в случае его утверждения соответствующим приказом Генерального директора Общества.
4.7. Спонсорская деятельность
Спонсором признается лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и/или проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и/или трансляции теле- или радиопередачи либо создания и/или использования иного результата творческой деятельности в обмен на оказание спонсору рекламных услуг.
Целесообразность участия Общества в спонсорском проекте определяется, в том числе при условии анализа следующих параметров:
• соответствия проекта имиджу Общества;
• соответствия проекта стратегии Общества по спонсорской деятельности;
• соответствия стоимости спонсорского пакета представленным в нем рекламным возможностям;
• соответствия целевой аудитории предполагаемых коммуникационных носителей целевой аудитории Общества;
• опыта сотрудничества с организатором;
• опыта участия в проекте в прошлом;
• предполагаемого количества спонсоров.
Спонсорская деятельность осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг — спонсорского договора.
Порядок осуществления Обществом спонсорской деятельности может быть установлен отдельным регламентом в случае его утверждения соответствующим приказом Генерального директора Общества.
4.8. Общественная и политическая деятельность
Общество не участвует в деятельности политических и религиозных организаций и не финансирует их деятельность. Работники, принимающие участие в политической, религиозной или иной общественной деятельности, могут выступать в этих случаях исключительно в качестве частных лиц, а не представителей Общества, и только в нерабочее время.
На территории Общества не допускается агитация в пользу какой-либо политической партии или кандидата, а также распространение работниками своих религиозных и политических взглядов и убеждений.
Работникам Общества запрещается вручать подарки, делать взносы в политических целях, либо организовывать развлекательные мероприятия для политических партий или кандидатов на политические должности от имени Общества или участника Группы.