5. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медициныТребования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины закреплены в ст. 24 ФЗ «О рекламе».
В Продуктах 2ГИС разрешена реклама только тех лекарственных препаратов, которые отпускаются без рецепта на лекарственные препараты, и только тех медицинских изделий, для использования которых не требуется специальная подготовка (ч. 8 ст. 24 ФЗ «О рекламе»).
В Продуктах 2ГИС запрещена реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, и список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В Продуктах 2ГИС не допускается реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, медицинских изделий в каждом случае должна сопровождаться следующим обязательным предупреждением: «Есть противопоказания, проконсультируйтесь с врачом». Такому предупреждению должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Продолжительность отображения предупреждения в Рекламном материале в форме видеоролика — не менее чем 5 секунд.
Реклама лекарственных средств не должна:
1) обращаться к несовершеннолетним;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования, за исключением рекламы лекарственных препаратов, применяемых для профилактики заболеваний;
7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;
10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.
Требования указанных выше п.п. 1−8 распространяются также на рекламу медицинских изделий.
Требования указанных выше п. п. 2 — 5 распространяются также на рекламу медицинских услуг.
Требования указанных выше п.п. 2 — 5 и п. 7 распространяются также на рекламу методов народной медицины.
Не допускается реклама продажи (заказа) лекарственных средств дистанционным способом (см. раздел 2 настоящих Требований).
На основании ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию:
- медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);
- фармацевтическая деятельность;
- производство лекарственных средств;
- производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
До размещения рекламы лицензируемых видов деятельности, в т. ч. фармацевтической деятельности, рекламодатель обязан предоставить заверенную копию лицензии на соответствующий вид деятельности.
Лекарственные препараты должны быть включены в Реестр лекарственных средств России и иметь регистрационное удостоверение. Реклама лекарственных средств, не включенных в Реестр запрещена.
При рекламе лекарственных средств рекламодатель обязан предоставить заверенные копии:
1) регистрационного удостоверения,
2) сертификата и/или деклараций о соответствии на рекламируемую продукцию,
3) инструкции по применению, утвержденной Фармакологическим комитетом Минздрава РФ (отпуск без рецепта врача, отсутствие в составе наркотических и психотропных веществ), либо заверенные копии документов, содержащих информацию о форме отпуска лекарственного средства из аптек, если такая информация отсутствует в Инструкции по применению,
4) лицензии на производство лекарственных средств (при рекламе производителя лекарственных средств).
При рекламе медицинских изделий рекламодатель обязан предоставить заверенные копии:
1) регистрационного удостоверения,
2) деклараций о соответствии либо сертификата на рекламируемую продукцию,
3) руководства по эксплуатации медицинского изделия, в случае рекламы физиотерапевтических аппаратов, самостоятельно используемых конечными потребителями — инструкции по медицинскому применению, утвержденной в установленном порядке, которые должны содержать возможность использования медицинского изделия без специальной подготовки,
4) лицензии на производство и тех. обслуживание мед. техники (при рекламе производителя мед. техники, услуг по тех. обслуживанию мед. техники).
Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.